Зачем менять счетчики и что такое АСКУЭ
В связи с возникновением разногласий между энергоснабжающей (ТОО «ЖЖС-2030») и энергопередающей (ТОО «ЖЭС») организациями относительно объемов расхода электроэнергии проведен общий анализ потребления, который показал наличие высоких потерь электроэнергии (в пределах 30-40 %).
Данные показатели свидетельствуют о наличии, в том числе и хищений электрической энергии со стороны потребителей, неудовлетворительном состоянии электрооборудования внутридомовых и общедомовых электросетей потребителей, а также и непосредственно приборов учета электрической энергии (электросчетчиков).
Действовавшие электросчетчики у потребителей, имеют низкий класс точности и, как правило, превышают разрешенный срок эксплуатации.
Недоучет электроэнергии за счет использования физически и морально устаревших приборов учета приводит к невосполнимым потерям (около 10-15 % от собираемых платежей), что для энергосбыта нерентабельно.
Неисправность счетчика ведет к недоучету фактически использованной электроэнергии, тем самым для энергоснабжающей организации является потерей электрической энергии, которая ведет к убыточной деятельности предприятия.
На основании изложенного, было принято решение о модернизации сетей и установке для потребителей новых многофункциональных приборов учета нового поколения не имеющих аналогов в СНГ. На трансформаторных подстанциях устанавливается оборудование для приема-передачи данных и контрольные приборы учета.
Реализация данной миссии осуществляется в рамках проекта поэтапного внедрения автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) в Жамбылской области. Целью данной системы является организация автоматизированного дистанционного сбора показаний, исключающего ошибки ручного учета и намеренного искажения абонентом информации о потреблении электроэнергии.
Правомерность проводимых мероприятий основана на следующих нормативно-правовых актах.
В пункте 13 Закона РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» сказано: «В целях энергосбережения и повышения энергоэффективности не допускается использование в целях коммерческого учета счетчиков электрической энергии с классом точности 2,5. В новых вводимых объектах и при замене счетчиков электрической энергии в существующих объектах запрещается использование счетчиков электрической энергии, не предназначенных для дифференцированного учета и контроля расхода электроэнергии по времени суток».
Однако внедрение новой системы учета электроэнергии требует не только замены приборов учета, но и установки дорогостоящего оборудования на трансформаторных подстанциях.
В связи с этим, по Жамбылской области определены этапы внедрения АСКУЭ.
Данное обстоятельство обусловлено вопросами окупаемости проекта, которая на сегодня составляет 2-3,5 года.
Как видите, данная программа долгосрочная, поэтому, выполняя требования пункта 13 Закона РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», наше предприятие обязано требовать от потребителей, имеющих устаревшие типы электросчетчиков, их замены.
Отсюда и рекомендации, в части касающейся приборов учета, поддерживающих функции АСКУЭ, даваемые отделами сбыта ТОО «ЖЖС-2030».
Правомерность замены счетчиков также подтверждается следующим нормативно-правовым актом. В соответствии с подпунктом 9 статьи 7 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее — Закон) субъект естественной монополии обязан приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг.
В подпункте 4-1 статьи 6 данного Закона предусмотрено право субъекта естественной монополии взимать с потребителей плату за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг, согласованную с уполномоченным органом.
А подпункты 1 и 4 статьи 11 Закона обязывают потребителя иметь приборы учета коммунальных услуг, а также своевременно и в полном объеме оплачивать приобретение и установку приборов учета.
Как видно из данных статей Закона обязанность по установке приборов учета возложена как на субъект естественной монополии, так и на потребителя. Таким образом, энергопередающая организация могла согласовать с регулирующим органом плату за приобретение и установку приборов учета и переложить обязанность по приобретению приборов учета на потребителя.
Также обращается внимание на то, что 4 июля 2012 года принят Закон РК №25-V, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка».
Согласно данному Закону, пункт 1 статьи 488 Гражданского кодекса РК был изложен в следующей редакции: «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета, за исключением случаев использования автоматизированной системы коммерческого учета энергии».
Энергопередающей организацией, за счет собственных средств, в том числе и в рамках инвестиционной программы, проводится работа по внедрению автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).
Программно-технические средства АСКУЭ должны обеспечивать измерения электрической энергии с необходимой точностью, сбор и оперативную передачу по каналам связи информации учета электрической энергии на диспетчерские пункты субъекта рынка.
Следует обратить внимание на то, что Жамбылская область — это ветронапряженный регион и предприятия энергетики вкладывают значительные средства в обновление сетей нашей области. Отсюда и рекомендации по приборам учета, имеющим, в том числе, и функцию защиты от скачков напряжения, которые, как показали события января 2013 года и зимы нынешнего, неизбежны в нашем регионе.
Эта мера в первую очередь защищает электрические сети потребителей, их личные бытовые приборы (холодильники, телевизоры, компьютеры и др.) от выхода из строя.
К сожалению, предлагаемые потребителями электросчетчики, не обладающие функцией передачи данных, а также не поддерживающие функцию дифференцированного учета, не могут устанавливаться в Жамбылской области.